East Meets West Gallery представляет в Центре дизайна ARTPLAY третью выставку из серии «Обнаженная натура: Ню, Nude, Nudo, Nu, Desnudo (конец ХХ – начало XXI века)», получившую специальное название «Исчезающая тельная культура».
Идеалы античности и Возрождения по-разному преломлялись в искусстве более позднего времени. Реализм и импрессионизм первой половины XIX века отвергали как классический идеализм, так и романтический идеализм предыдущей эпохи. В искусстве модерна и постмодерна появляется новое осмысление темы «Обнаженная натура», где искажение образа человека становится константой эстетики и признаком гармонии.
В современном искусстве России унаследованы две тенденции в изображении обнаженной натуры. Одна базируется на пластической гармонии, на представлении о форме, объединяющей фрагменты в целое, другая – на свободе от всего, в том числе и от человеческого образа и тела. Фигуративное искусство в большей степени основано на традиции, восходящей к идеалам античности и Возрождения, которые стилистически по-разному преломляются в произведениях современных российских художников и скульпторов.
Авторы Валерий Бабин, Дмитрий Иконников, Игорь Камянов, Николай Крутов, Карина Назарова, Анатолий Пурлик и Михаил Тихонов работают с фигуративным изображением человека в разных стилях живописи и графики, иногда в эстетике гармонии, иногда – с искажениями этой гармонии.
«Живописная выразительность работ Валерия Бабина сродни фрагментам снов, которые мы запоминаем отрывочно, иногда в ярких цветовых пятнах, иногда в образах наших близких и не очень, проходящих словно тени в воспоминаниях о былом. О бабушке, ранним утром замешивающей опару, купальщицах в деревенской речушке, обозах, направляющихся на рынок, молочнике, развозящем по дворам молоко. Почти все обнаженные Бабина оттуда, из памяти о прошлом.. Его время – это вечность, незыблемая метафизическая категория. Именно здесь истоки сознательного бегства от ненужной суеты цвета и подробной прорисовки деталей». ( Г. Мажейкина, 2017)
Дмитрий Иконников в своих последних работах снова обращается к мифологии античности и библейским притчам. «Художник творит миф, и зритель становится свидетелем этого творчества, или, точнее сказать, творения. Законченные работы в этом отношении почти не уступают энергичным и экспрессивным рисункам художника, где мифологичность зачастую непосредственно вырастает из композиционного замысла». (А. Толстой, 2010). Новые персонажи его работ на библейские темы «Улисс в ожидании попутного ветра», 2013, «Изгнание из Рая» и «Петр да Андрей рыбу ловят, а Фома помогает», 2016 продолжают иконниковскую мифологию, «… где вечные сюжеты и индивидуальности смело и подчас неожиданно сопрягаются с самой животрепещущей современностью, которая проступает вовсе не в приметах сегодняшней повседневности, а, прежде всего, в самом по- доброму ироничном отношении к жизни и автора, и его героев » (А. Толстой, 2010). Гуашь Иконникова на больших цветовых плоскостях приобретает свойства масла с его игрой в просвечивающие, лессировочные поверхности и разнообразную фактурность в зависимости от типа этой поверхности: ее прозрачности, сыпучести или твердости.
Работая только на бумаге, он даже в рамках графического рисунка всегда выходит на глобальные темы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Сам автор об этом пишет так: «На самом деле я не пишу картин. Я занимаюсь пластическими рассуждениями по поводу цвета, формы, линии, плоскости, жизни, добра и зла, подлости, любви…» Д. Иконников ( 2017)
В постмодернистской стилистике Игоря Камянова реальность существует лишь косвенно, как некое «воспоминание» о событии. Сам объект присутствует, но вот несущественные детали, подробности уходят в тень или покрываются полупрозрачной вуалью.
Конечно, в его живописи и графике в рамках темы обнаженной натуры просматриваются довольно четкие контуры и даже некоторые «намеки» на детали человеческого тела, однако и здесь не присутствует сам автор как субъект создания этого образа. «Реальность модернистской и постмодернистской живописи парадоксальна в том смысле, что отказавшись от идеи субъекта как своей главной темы, эта живопись по-прежнему может создавать яркие, эстетически притягательные образы. И картины Игоря Камянова – ещё одно подтверждение данного вывода. – Изысканная работа со светом, погружённость в нюансы световых оттенков, очень своеобразное – «мягкое» — чувство пространства, лаконичность образов, — все эти качества делают работы Игоря Камянова яркими произведениями современной живописи…» (С. Иванников, 2012)
«В фигуративных сюжетах картин Николая Крутова читается его погруженность в пространство холста как поля, на котором разыгрывается драма его героев. Очень часто сюжеты его картин перекликаются с драматургией эпоса античной традиции. Его «Купальщица» свободной позой и погруженностью в мир природы, возможно, чем-то неуловимым связана с миром Гогена. «Куртизанка из Мулен Руж» – с миром, который так любил писать Лотрек. Отсылка к Леже или Пикассо – это попытка диалога с ними, попытка узнать секреты их художественной выразительности в образах, поговорить на равных. Ведь только так можно приоткрыть завесу таинства созидания образа». (Г. Мажейкина)
Главными объектами творчества Карины Назаровой являются образ человека и среда его обитания. За годы работы она серьезно углубилась в духовную тему, которая связана с ее искренним религиозным чувством, исследовала тему «униженных и оскорбленных», праздничную стихию богемы, тему старости и женского одиночества и многие другие. Но никогда раньше не касалась она темы обнаженной натуры. И вот, это случилось. Работа «Эгон Шиле и его модели» 2016 года, кажется, даже нарисована в манере, напоминающей австрийского художника начала XX века. Написано не просто большое полотно – написана жанровая фреска с крупными фигурами Эгона Шиле, его подруги Валли Нейциг, его жены и моделей, которые писал художник. Н. Иванов справедливо называет многие составляющие творческого стиля Карины Назаровой последних лет: «… броская экпрессия композиции, острый пластический контраст, густой и плотный замес живописи, словно синтезирующий и монументальность древней фрески, и живую грубоватую, сокровенную манеру московской школы живописи и земной простоты поэтики « сурового стиля». (Н. Иванов, 2015)
Анатолий Пурлик на моей памяти всегда «увлекался» темой ню. Но со временем от «сезанновских» милых образов он переходит к более сложному миру, где рядом с красотой и гармонией существует мир боли, отчаяния, деформации. «Обнаженность тела становится ритуальной. Она открывает магический мир чувств, каждое из которых окрашивает реальность или ее часть в свой особенный цвет тепла или холода. Анатолий видит и изображает сокровенные тени душ, освобожденные от посредственности, предвзятости, хитрой игры или надменной защиты» (С. Тарханова, 2011). Все искусствоведы отмечают необыкновенное символическое значение цвета в работах Анатолия Пурлика. Часто кажется, что не линия формирует тот или иной образ, удерживая его в границах, а именно цвет. Так, зеленоватые оттенки тела «Капитолийской Флавии», 2017 вместе с ее монументальным телом добавляют образу весомости и этой самой монументальности, а «бестелесность» его «Шаловливых морячек. Ялта, 2016» даже ярче проступает, благодаря экспрессивному обрамлению желто-красно- синей веселой пляжной жизни.
Михаил Тихонов «Начиная с 2008 года и по сей день, у меня начали рождаться работы большого формата — «Большие обнажённые». Название моей персональной выставки в Малом Манеже в Москве 2010 года «Нил, Тибр и Евфрат» явилось и названием всего цикла этих работ…Я выбрал эти три имени, как метафору для этого цикла трёхфигурных композиций. Женские фигуры, изображённые на этих работах, и явились для меня стихиями, связывающими верх и низ архитектурного пространства холста, где твердью является рисунок, а рекой, стихией , – движение и сама поверхность холста. Я сознательно строю свои композиции в определённых условиях, когда женские фигуры развёрнуты внутрь холста, таким образом, стараюсь решить задачу пространства, основное событие в котором происходит в глубине, как бы за поверхностью холста и обращено к зрителю». (М. Тихонов, 2010). Черно-белый вариант работ, где автор работает на холсте графитом, выбран им осознанно. Так он хочет самыми минимальными средствами представить зрителю красоту женской фигуры, поэтичность ее позы.
Новая графика в теме ню Михаила Тихонова, кажется, мало отличается от работ десятилетней давности. По словам В. Пацюкова «Образность пластического присутствия художника словно парит над горизонтом, она абсолютно лишена гравитации и действительно, скорее, принадлежит небу, чем земле…».
В представленных уникальных работах наших авторов так мало общего, но мы нашли ту основу, которая смогла их собрать не только в одном выставочном пространстве, но и на театре нашей с вами современной жизни: они сохраняют для всех нас телесный образ человека, женщины ли, мужчины, — не так важно. Значит, пока говорить, что в российском искусстве исчезает интерес художника к магии человеческого тела еще рано.
Выставка работает ежедневно с 12:00 до 20:00
Вход свободный.
Куратор выставки Татьяна Палеева
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ИСЧЕЗАЮЩАЯ ТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
ДЕТСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕРРИТОРИИ ВЫСТАВКИ «ИСЧЕЗАЮЩАЯ ТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
«БЕСЕДЫ ЗА ЧАЕМ» НА ТЕРРИТОРИИ ВЫСТАВКИ «ИСЧЕЗАЮЩАЯ ТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Пресс-релиз
«Исчезающая тельная культура».
«Обнаженная натура: Ню, Nude, Nudo, Nu, Desnudo
(конец XX – начало XXI века)» Ч. 3
С 19 апреля по 21 мая 2017 года в Центре дизайна ARTPLAY EAST MEETS WEST GALLERY проводит третью выставку из серии «Обнаженная натура: Ню, Nude, Nudo, Nu, Desnudo (конец ХХ – начало XXI века)», которая получила специальное название «Исчезающая тельная культура».
Идеалы античности и Возрождения по-разному преломлялись в искусстве более позднего времени. Реализм и импрессионизм первой половины XIX века отвергали как классический идеализм, так и романтический идеализм предыдущей эпохи. В искусстве модерна и постмодерна появляется новое осмысление темы «Обнаженная натура», где искажение образа человека становится константой эстетики и признаком гармонии.
В современном искусстве России унаследованы две тенденции в изображении обнаженной натуры. Одна базируется на пластической гармонии, на представлении о форме, объединяющей фрагменты в целое, другая – на свободе от всего, в том числе и от человеческого образа и тела. Фигуративное искусство в большей степени основано на традиции, восходящей к идеалам античности и Возрождения, которые стилистически по-разному преломляются в произведениях современных российских художников и скульпторов.
Авторы Валерий Бабин, Дмитрий Иконников, Игорь Камянов, Николай Крутов, Карина Назарова, Анатолий Пурлик и Михаил Тихонов работают с фигуративным изображением человека в разных стилях живописи и графики, иногда в эстетике гармонии, иногда – с искажениями этой гармонии.
«Живописная выразительность работ Валерия Бабина сродни фрагментам снов, которые мы запоминаем отрывочно, иногда в ярких цветовых пятнах, иногда в образах наших близких и не очень, проходящих словно тени в воспоминаниях о былом. О бабушке, ранним утром замешивающей опару, купальщицах в деревенской речушке, обозах, направляющихся на рынок, молочнике, развозящем по дворам молоко. Почти все обнаженные Бабина оттуда, из памяти о прошлом.. Его время – это вечность, незыблемая метафизическая категория. Именно здесь истоки сознательного бегства от ненужной суеты цвета и подробной прорисовки деталей». ( Г. Мажейкина, 2017)
Дмитрий Иконников в своих последних работах снова обращается к мифологии античности и библейским притчам. «Художник творит миф, и зритель становится свидетелем этого творчества, или, точнее сказать, творения. Законченные работы в этом отношении почти не уступают энергичным и экспрессивным рисункам художника, где мифологичность зачастую непосредственно вырастает из композиционного замысла». (А. Толстой, 2010). Новые персонажи его работ на библейские темы «Улисс в ожидании попутного ветра», 2013, «Изгнание из Рая» и «Петр да Андрей рыбу ловят, а Фома помогает», 2016 продолжают иконниковскую мифологию, «… где вечные сюжеты и индивидуальности смело и подчас неожиданно сопрягаются с самой животрепещущей современностью, которая проступает вовсе не в приметах сегодняшней повседневности, а, прежде всего, в самом по- доброму ироничном отношении к жизни и автора, и его героев » (А. Толстой, 2010). Гуашь Иконникова на больших цветовых плоскостях приобретает свойства масла с его игрой в просвечивающие, лессировочные поверхности и разнообразную фактурность в зависимости от типа этой поверхности: ее прозрачности, сыпучести или твердости.
Работая только на бумаге, он даже в рамках графического рисунка всегда выходит на глобальные темы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Сам автор об этом пишет так: «На самом деле я не пишу картин. Я занимаюсь пластическими рассуждениями по поводу цвета, формы, линии, плоскости, жизни, добра и зла, подлости, любви…» Д. Иконников ( 2017)
В постмодернистской стилистике Игоря Камянова реальность существует лишь косвенно, как некое «воспоминание» о событии. Сам объект присутствует, но вот несущественные детали, подробности уходят в тень или покрываются полупрозрачной вуалью.
Конечно, в его живописи и графике в рамках темы обнаженной натуры просматриваются довольно четкие контуры и даже некоторые «намеки» на детали человеческого тела, однако и здесь не присутствует сам автор как субъект создания этого образа. «Реальность модернистской и постмодернистской живописи парадоксальна в том смысле, что отказавшись от идеи субъекта как своей главной темы, эта живопись по-прежнему может создавать яркие, эстетически притягательные образы. И картины Игоря Камянова – ещё одно подтверждение данного вывода. – Изысканная работа со светом, погружённость в нюансы световых оттенков, очень своеобразное – «мягкое» — чувство пространства, лаконичность образов, — все эти качества делают работы Игоря Камянова яркими произведениями современной живописи…» (С. Иванников, 2012)
«В фигуративных сюжетах картин Николая Крутова читается его погруженность в пространство холста как поля, на котором разыгрывается драма его героев. Очень часто сюжеты его картин перекликаются с драматургией эпоса античной традиции. Его «Купальщица» свободной позой и погруженностью в мир природы, возможно, чем-то неуловимым связана с миром Гогена. «Куртизанка из Мулен Руж» – с миром, который так любил писать Лотрек. Отсылка к Леже или Пикассо – это попытка диалога с ними, попытка узнать секреты их художественной выразительности в образах, поговорить на равных. Ведь только так можно приоткрыть завесу таинства созидания образа». (Г. Мажейкина)
Главными объектами творчества Карины Назаровой являются образ человека и среда его обитания. За годы работы она серьезно углубилась в духовную тему, которая связана с ее искренним религиозным чувством, исследовала тему «униженных и оскорбленных», праздничную стихию богемы, тему старости и женского одиночества и многие другие. Но никогда раньше не касалась она темы обнаженной натуры. И вот, это случилось. Работа «Эгон Шиле и его модели» 2016 года, кажется, даже нарисована в манере, напоминающей австрийского художника начала XX века. Написано не просто большое полотно – написана жанровая фреска с крупными фигурами Эгона Шиле, его подруги до конца его короткой и трагически закончившейся жизни в 28 лет, его жены и моделей, которые писал художник. Она сконцентрировала почти все составляющие творческого стиля Карины Назаровой последних лет: «… броская экпрессия композиции, острый пластический контраст, густой и плотный замес живописи, словно синтезирующий и монументальность древней фрески, и живую грубоватую, сокровенную манеру московской школы живописи и земной простоты поэтики « сурового стиля». (Н. Иванов, 2015)
Анатолий Пурлик на моей памяти всегда «увлекался» темой ню. Но со временем от «сезанновских» милых образов он переходит к более сложному миру, где рядом с красотой и гармонией существует мир боли, отчаяния, деформации. «Обнаженность тела становится ритуальной. Она открывает магический мир чувств, каждое из которых окрашивает реальность или ее часть в свой особенный цвет тепла или холода. Анатолий видит и изображает сокровенные тени душ, освобожденные от посредственности, предвзятости, хитрой игры или надменной защиты» (С. Тарханова, 2011). Все искусствоведы отмечают необыкновенное символическое значение цвета в работах Анатолия Пурлика. Часто кажется, что не линия формирует тот или иной образ, удерживая его в границах, а именно цвет. Так, зеленоватые оттенки тела «Капитолийской Флавии», 2017 вместе с ее монументальным телом добавляют образу весомости и этой самой монументальности, а «бестелесность» его «Шаловливых морячек. Ялта, 2016» даже ярче проступает, благодаря экспрессивному обрамлению желто-красно- синей веселой пляжной жизни.
Михаил Тихонов «Начиная с 2008 года и по сей день, у меня начали рождаться работы большого формата — «Большие обнажённые». Название моей персональной выставки в Малом Манеже в Москве 2010 года «Нил, Тибр и Евфрат» явилось и названием всего цикла этих работ…Я выбрал эти три имени, как метафору для этого цикла трёхфигурных композиций. Женские фигуры, изображённые на этих работах, и явились для меня стихиями, связывающими верх и низ архитектурного пространства холста, где твердью является рисунок, а рекой, стихией , — движение и сама поверхность холста. Я сознательно строю свои композиции в определённых условиях, когда женские фигуры развёрнуты внутрь холста, таким образом, стараюсь решить задачу пространства, основное событие в котором происходит в глубине, как бы за поверхностью холста и обращено к зрителю». (М. Тихонов, 2010). Черно-белый вариант работ, где автор работает на холсте графитом, выбран им осознанно. Так он хочет самыми минимальными средствами представить зрителю красоту женской фигуры, поэтичность ее позы.
Новая графика в теме ню Михаила Тихонова, кажется, мало отличается от работ десятилетней давности. По словам В. Пацюкова «Образность пластического присутствия художника словно парит над горизонтом, она абсолютно лишена гравитации и действительно, скорее, принадлежит небу, чем земле…».
В представленных уникальных работах наших авторов так мало общего, но мы нашли ту основу, которая смогла их собрать не только в одном выставочном пространстве, но и на театре нашей с вами современной жизни: они сохраняют для всех нас телесный образ человека, женщины ли, мужчины, — не так важно. Значит, пока говорить, что в российском искусстве исчезает интерес художника к магии человеческого тела еще рано.
Выставка работает ежедневно с 12:00 до 20:00
Вход свободный.
Куратор выставки Татьяна Палеева
East Meets West Gallery
ДиректорТатьянаПалеева
paleeva@emwgallery.com
+7 (916) 680 53 90
Центр дизайна ARTPLAY
ул. Нижняя Сыромятническая, 10,
стр. 3, этаж 2.
Ежедневно с 12.00 до 20.00
+7 (495) 620 08 83