В воскресенье 8-го декабря 2019 г. в Международный день художника в East Meet Weast Gallery на выставке «Живая и неживая конструкция» прошел мастер-класс Андрея Коровина «Замысел и композиция коллажа». В нем с удовольствием приняли участие взрослые и дети, целые семьи друзей галереи и даже близкие коллеги.
ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ
Обычно художники так и работают: ищут свою тему или получают заказ и делают наброски, эскизы, чтобы найти наилучший вариант композиции, то есть расположения всех частей изображения на определенной плоскости. Они выбирают один из трех типов формата: прямоугольник вертикальный, горизонтальный или квадрат.
Но есть и другие пути в композиции. Когда замысел и конечный результат не всегда бывает ясен художнику, тогда на помощь приходит интуиция, чувства. Например, у художника есть желание изобразить что-то солнечное, цветное, или напротив — тёмное, таинственное, или выразить особое состояние своей души, настроение или воспоминание о чём — то …
В технике аппликации можно начинать работу с подбора цветовых сочетаний и случайного расположения пятен цвета. Это возбуждает, мобилизует воображение. Материал начинает сам подсказывать образы, идеи, решения. Изображение может оставаться абстрактным или переходит в реальность. В любом случае чувства и мысли художника оживают на поверхности картины, начинают жить своей жизнью, стремятся к композиционному завершению. Идет поиск ритмического расположения (чередования и движения) всех элементов. Одинаковые или родственные цвета и тональности «перекликаются» и усиливают друг друга. Контрастные цвета и тональности взаимно противостоят, контрастируют. Нейтральные цвета, особенно близкие к серому, соединяют, примиряют контрастные.
Пятна и линии имеют свои направления движения.
В композиции есть три направления движения: вертикальное, горизонтальное и бесконечное число диагональных. Все взаимно-параллельные движения усиливают друг друга. Все взаимно-перпендикулярные — противостоят друг другу. Все диагональные движения взаимодействуют в зависимости от угла между ними: когда угол близится к 90°, то противостояние усиливается. И это происходит между всеми движениями, даже находящимися в совершенно разных местах композиции.
Между реальным и абстрактным нет непреодолимой стены, но есть плавный переход. Он есть в нашем мышлении, есть и в искусстве, которое отображает наши мысли и чувства.
Андрей Коровин.