7 марта 2019 г. накануне Международного женского дня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается новый выставочный проект куратора Татьяны Палеевой «Плоскость. Пространство. Геометрия».
Участниками проекта стали заслуженный деятель искусств РФ, профессор МГХПА им. С. Г. Строганова Федор Львовский, народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Наталья Мурадова и лауреат нескольких Международных керамических биеннале в Сеуле (Корея), премий союза дизайнеров «За высокий дизайн» Виктор Решетников.
Ф. Львовский – признанный мастер настенных классических гобеленов, текстильных панно и занавесов, которые находятся в залах заседания Дома правительства РФ, в мэрии Москвы, в Политехническом музее и других местах. Н. Мурадова всю жизнь занимается текстилем. Ее высокохудожественные произведения украшают резиденцию Президента РФ в Кремле, Государственную Третьяковскую галерею, пространства Верховного суда РФ в Москве, Министерства иностранных дел РФ. Виктор Решетников работает в керамике, создавая из отдельных простых геометрических форм модульные структуры и объемно-пространственные композиции.
Все авторы не раз были участниками как персональных, так и групповых выставок монументально-декоративного искусства в музее ДПИ.
Отдавая каждому автору свое индивидуальное пространство, куратор приглашает нас сначала познакомиться с идеями, художественными принципами и приемами каждого из них, а затем объединяет их в общем зале. Так, не только демонстрируется богатство и разнообразие возможностей работы с разными материалами при новаторском и авторском подходе авторов, но и показываются их сходства и различия с точки зрения пространственных и архитектурных особенностей интерьера.
На выставке представлены разные виды текстильных произведений Федора Львовского от монументального классического гобелена, настенных панно до объемно-пространственных композиций. В последние годы в сферу его главных интересов входят две темы: авангардные композиции, опирающиеся на традиции искусства русского авангарда, и гармонизация соотношения человека и природы, шире — человека и космоса. Его «… монументальные образы ассоциативны и подобны движению природных, космических сил» (Н. П. Бесчастнов). Они не только служат задачам ритмического, декоративного и объемно-пластического разнообразия интерьера, но и являются полноценными образными авторскими произведениями, которые наполнены звучанием цвета и света и обращены к тому, что называют «мировой гармонией».
Наталья Мурадова ушла довольно далеко в сторону от традиционной шпалеры, сохранив при этом во многих работах плоскостной характер авторских произведений, которые не всегда правомерно называть текстильными.
В ее работах используется широкое разнообразие чисто текстильных техник, таких как классическое ткачество, вышивка, шитье, печать на ткани, роспись на ткани и другие. Она прекрасно владеет техниками ассамбляжа, пэчворка и теми, которые обычно используются в создании национального костюма: украшение вышивкой, стеклярусом, аппликация, включение разнофактурных материалов и др.
Многие произведения, например, печать на холсте, акварель на бумаге, являясь формально не текстильными произведениями, «имитируют» гобелены и воспринимаются зрителем как таковые. В то же время сложные произведения, комбинирующие классические текстильные техники с технологическими приемами фотографии, живописными и графическими частями, а также элементами украшений, представляют собой уникальные авторские живописные текстильные полотна, создающие неповторимый и оригинальный стиль Натальи Мурадовой.
Отдельно необходимо сказать о сложной философской и поэтической составляющей ее произведений. В некоторых из них текст включается в ткань произведения и становится равноправной его частью наравне с текстильными, живописными, фото и графическими частями.
Виктор Решетников продолжает в своем творчестве традиции авангарда, в особенности Казимира
Малевича и Василия Кандинского. Соединяя эти традиции с идеями конструктивизма, он выстраивает из керамических объектов многомерные структуры, комбинируя подобные формы в заданном ритме. Иногда это пластические формы, уподобляющиеся сложным природным образованиям, которые связаны с биологическими формами. «У меня неизобразительная керамика, бессюжетная, форма, фактура, размер, цвет – моя песнь, вот, что мне интересно… Сегодня из фарфора, красной глины делают совершенно неожиданные формы, с учетом открытий бионики, использования микроскопа. Возможность увидеть на клеточном уровне рождает новую форму. Новые объекты создает не сюжет, а именно природное совершенное формообразование, которое выкристаллизовалось за тысячи лет» (В. Решетников).
Сам автор считает, что на формирование его стиля оказали влияние японская и европейская архитектурные традиции, а также ландшафты и традиции родной ему Осетии.
Он сам определяет свой стиль как новый минимализм и конструктивизм. Особенно ценным автор считает экспериментирование с различными материалами и формами.
«Выставка «Плоскость. Пространство. Геометрия» наглядно демонстрирует достижения ее участников – разработку и освоение новых технологий и художественных приемов, постижение всё новых граней выразительных возможностей привычных материалов, соединение традиционных и новых методов изобразительного искусства». (Е. Романова)
Выставка «Плоскость. Пространство. Геометрия» работает во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с 7 марта по 7 апреля 2019 г.
Вход по билетам музея
Музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00,
в субботу с 12:00 до 20:00, в четверг – с 10:00 до 21:00.
Выходной день — вторник.
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «ПЛОСКОСТЬ. ПРОСТРАНСТВО. ГЕОМЕТРИЯ»
Статья Елены Романовой о выставке «Плоскость. Пространство. Геометрия»
Выставка «Плоскость. Пространство. Геометрия» объединила объемно-пространственные композиции трех современных художников монументально-декоративного искусства. Произведения Федора Львовского, Натальи Мурадовой и Виктора Решетникова предназначены для оформления общественных пространств, и многие из них давно вписаны в эти пространства, стали их «визитной» карточкой. Новизна видения обыденных вещей, использование авторских техник и приемов – отличительное качество творческого метода художников, создающих самобытные и оригинальные высокохудожественные работы. Поэтому можно сказать, что выставка посвящена дизайну интерьера, тому, как видят и понимают его ведущие мастера отечественного искусства XXI века.
В 1960-е годы, которые являлись эпохой становления монументализма послевоенного периода в нашей стране, в условиях развития аскетичной архитектуры художники участвовали в формировании духовно-эстетического начала в жизненной среде. Это привело к возрастанию значения монументальной живописи, скульптура начала самостоятельно организовывать пространство. Но времена изменились, и архитектура наших дней перестала нуждаться в руке художника (исключение составляют церковные сооружения и пока еще пространства станций метрополитена). Сегодня не только художники осознают это глубокой ошибкой, но и рядовые граждане, что сопровождается всплеском интереса к зданиям и пространствам советских лет, оформленных монументальными мозаиками, скульптурой, декоративными элементами из разных материалов. Поэтому нынешнюю выставку можно без преувеличения считать событием для всех тех, кому недостает дружелюбной жизненной среды.
Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Федор Львовский – признанный мастер настенных классических гобеленов, текстильных панно и сценических занавесов. Его произведения украшают залы заседаний Дома правительства РФ, мэрии Москвы, Политехнического музея, пр. Окончив Строгановский институт, молодой художник остался там преподавать и уже более четверти века возглавляет кафедру художественного текстиля. Сфера занятий Федора Александровича – текстильный дизайн, проектирование интерьеров, оформление их произведениями из текстиля.
Львовский четко разделяет понятия «искусство» и «дизайн». «Искусство – это свободное творчество для создания уникальных вещей, – считает художник. – А дизайн всегда связан со средой, иногда с промышленной, с предметной. Дизайн всегда граничит с инженерией, конструкциями, при этом элемент искусства в дизайне необходим – без искусства дизайна не может быть. Чувство гармонии и красоты надо уметь соединить с инженерной мыслью – вот что такое дизайн».
У Львовского это отлично получается. Сначала он занимался интерьером, в котором доминирующую роль играл текстиль. Начав с классического гобелена, со временем для разработки дизайна зрительных залов стал создавать занавесы, таким образом дополняя и преобразую архитектуру, рассматривая все элементы декоративного оформления пространства как ее равноправную часть. Затем последовали настенные текстильные панно, в последние годы – объемно-пространственные композиции. При том, что художник работает в авторской технике, специально разработанной для того или иного арт-объекта, для него всегда главное значение имеет идея, которую он собирается выразить. «Для меня не имеет значения, в каком материале работать, – важна философия и ее выражение в каком-то материале», – говорит Федор Александрович.
Философия Львовского заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее. Благоговейное уважение мастера к природе вокруг нас и шире – ко Вселенной, видимой и невидимой человеком, позволяет обозначить его принадлежность к пантеизму. Мириады образов из мира природы – то, что постоянно питает творчество художника. Космос – другой бесконечный источник вдохновения, что находит отражение в монументальных текстильных панно, посвященных жизни нашей Вселенной и других миров. Тема, выросшая из первых двух, – тема экологии как призыв сохранить природную среду обитания, сберечь ее от варварского использования человеком во имя сохранения Вселенной. В его работах отражена нерасторжимая связь человека с могучими стихиями земли и космоса. Свои монументальные образы Львовский уподобляет движению природных и космических сил, они взывают к мировой гармонии, к ее утверждению на земле, к ее царству.
Наталья Мурадова – народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств – тоже работает в текстиле, ее гобелены украшают резиденцию Президента РФ в Кремле, пространства Государственной Третьяковской галереи, Верховного суда РФ в Москве, Министерства иностранных дел РФ и др. Также как и Ф.А. Львовский, она прошла путь от классического гобелена до объемно-пространственных композиций, однако использовала иной метод работы. С середины 1990-х Мурадова начинает активно экспериментировать, расширяя палитру техник и материалов, обращаясь к ассамбляжу и текстильным арт-объектам. В результате в ее работах ткачество соединилось со стеклом и фольгой, вышивки с фотографией и акварелью, печатью на холсте. Порой в произведения стали включаться и реальные предметы, объяснить смысл присутствия которых мог только автор. В настоящее время художник создает настенные панно неопределенной формы, давно выйдя за рамки четких геометрических линий; часто включает в композиции фрагменты текстов, усиливающих эмоциональную выразительность произведения.
Своими работами Наталья Владимировна словно предлагает зрителю открыть для себя новые возможности привычных материалов. «Многие говорят: ткань – это быт. А приподнять ее над бытом – это уже мастерство», – считает художник. Например, Мурадова создает имитацию гобелена, в котором нити заменяют тонкие картонные полоски с рисунком, напечатанном на холсте по эскизу автора. При этом принцип гобелена в работе полностью соблюден. Она работает без эскизов, подразумевая, что ее произведения «произрастают» свободно, не имея четких рамок, как цветок, как дерево. Синтез – основа творчества Натальи Мурадовой, в том числе и в смысловой его части. В ее работах соседствуют культурные символы человеческой цивилизации и разные эпохи, автор провозглашает неразрывную связь времен, от античности до сегодняшнего дня. Каждое произведение – как приглашение зрителю вспомнить о длинном пути, которое человечество прошло в своей истории в поисках красоты, искусства и культуры и продолжить его.
Виктор Решетников на выставке представляет декоративные объекты в керамике, хотя создавал и монументальные текстильные панно, гобелены. Свой стиль он сам определяет как новый минимализм и конструктивизм. Воплощая в керамике отвлеченную геометрию, художник создает объекты, у которых нет аналогов в природе. По словам художника, на становление его художественного вкуса влияние оказали японская и европейская архитектура, русский авангард, а также родная осетинская земля (родился во Владикавказе). В его архитектурных и геометрических объектах ощущение равновесия присутствует в каждом пластическом элементе. Они отличаются декоративностью, естественностью, образуют своеобразную пространственную основу для интересных решений в интерьере жилых и общественных зданий, в ландшафте.
Виктор Решетников работает с предметами как с модульной системой и говорит, что ему очень нравится из простых форм создавать новые вещи. Его занимает выразительность элементарной геометрической формы – квадрата, прямоугольника, круга – и то, как меняется степень и характер ее воздействия в зависимости от цвета. Следуя энергетике ритма, форма начинает работать с модульной системой. Представленная коллекция керамических объектов – модули, из которых складывается система организации декоративных композиций.
Выставка «Плоскость. Пространство. Геометрия» наглядно демонстрирует достижения ее участников – разработку и освоение новых технологий и художественных приемов, постижение всё новых граней выразительных возможностей привычных материалов, соединение традиционных и новых методов изобразительного искусства.
Елена Романова