East meets west gallery
  • рус
  • en

Рай небесный на земле

ВМДПНИ / 6.03 – 10.05.2021

Выставочный проект East Meets West Gallery «Рай небесный на земле» открывается с 6 марта по 5 апреля 2021 года во Всероссийском музее декоративного искусства.

Цветы, букеты, цветочные мотивы, растительные орнаменты изначально, еще до человеческого изображения, присутствовали в мировом искусстве – во всех его национальных сегментах и стилевых направлениях от Западной Европы до Китая и Японии, Ирана и Индии.

Ирина Старженецкая. Две лилии, 2020. Холст, масло, 90х140

В творчестве художников цветы имеют бесценное значение, являют прямое и повседневное присутствие, осуществляются и воплощаются то как главный объект искусства, то как вспомогательная деталь целого, то как аккомпанирующая мелодия основной темы. Не говоря уж о конкретной символической нагрузке цветочного образа, о прямой и непосредственной эмоциональной коммуникации со зрителем.

Ирина Старженецкая. Ирис, 2017. Холст, масло, 90х70

Новый выставочный проект Татьяны Палеевой «Рай небесный на земле», артикулируя подобным метафорическим образом тему цветов, приглашает зрителей не столько к разгадке и дегустации символических кодов, сколько – и это главное послание – к наблюдению и созерцанию многообразных пластических трансформаций избранной темы, широкой палитры стилистических манер и индивидуальных почерков. Основу проекта составляют произведения ведущих художников XXI века – станковистов и мастеров декоративного искусства, владеющих разными материалами и техниками, а также небольшой уголок цветочной архаики.

Идея трансформации символики цветов в классическом и современном искусстве, которые рассматриваются с двух точек зрения – европейской традиции и восточного искусства — еще не находили своего серьезного осмысления и представления. Преломление классических европейских и восточных традиций в современном искусстве привнесло в настоящий проект огромное разнообразие техник, материалов и подходов к их взаимопроникновению в изображении цветов.

В экспозиции представлены изделия декоративно-прикладного искусства из стекла, металла, мозаика из натурального камня, современные текстильные панно в авторском исполнении с вышивкой, шитьем, печатью и росписью по ткани, с техникой ассамбляжа, пэчворка, с вышивкой, аппликациями, а также пластические абстрактные формы – из фарфора, глины, напоминающие цветы и сложные природные образования. Произведения станковой живописи и графики, связанные с изображением цветов у разных современных художников, приобретают то исторически-европейское, то откровенно восточное звучание, отражая разнообразную палитру стилевых и технических возможностей XXI века. В проекте принимают участие художники Сурен Айвазян, Алина Баталина, Анна Бирштейн, Андрей Мамонтов, Наталья Мурадова, Ольга Оснач, Виктор Решетников, Ирина Старженецкая, Николай Табачков, Наталия Хлебцевич, Татьяна Ян.

Раздел декоративно-прикладного искусства был по-настоящему украшен экспонатами трех отделов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: отдела тканей, отдела стекла и отдела печатных источников и изобразительных материалов. Часть предметов в экспозиции по искусству Китая и Японии были предоставлены куратором Татьяной Палеевой.

Анна Бирштейн. Астры, 2019. Холст, масло, 100х100

Станковая живопись на выставке объединяет художников замечательных и разных, но равных по своим творческим свершениям и богатым индивидуальным «историям». Мастер исключительно плодотворной и продолжительной во времени темы цветов, Ирина Старженецкая часто работает живописными сюитами (диптихи, триптихи, полиптихи), создавая первообраз цветка, пластически тонко и взвешенно уходя от его видовой конкретики (лилия, магнолия, тюльпан), к очищенному от случайного поэтическому обобщению. В философской лирике Хайяма, в его «цветочных» мотивах, Старженецкая безошибочно почувствовала и воплотила вселенскую символику (не европейскую и не восточную) жизни и смерти, расцвета и упадка, света и тьмы.

Анна Бирштейн — художник из той же рафинированной, наследственно культурной среды.  Ее тема «райского сада» непосредственно ведет в родной и по-земному прекрасный «дачный вертоград» («Лето», «Август» и др.). Художника увлекает развернутая феерическая стихия цветения, праздничного сезонного «солнцеворота», какого-то космического гелиотропизма. Она работает на мольберте, как на ткацком стане, поэтому ее картины подчеркнуто гобеленны.

Живопись как осмысленное конструирование и композиционно выверенный монтаж демонстрирует в своих картинах Татьяна Ян. Ее видение Лилии с библейской символикой дружелюбно и диалогично соседствует с китайскими мотивами в полотнах «Долголетие», «Внутренний двор храма Дай».

Ольга Оснач впервые представила новые работы из серий: «Тюльпаномания», «The Goal». В этих работах видна физиология, психология и художественная семиотика одного цветочного образа с его культом в Персии, с единой восточной символикой идеальной, жертвенной любви, с многочисленными европейскими коннотациями и трансформациями.

Сурен Айвазян. Хризантемы, 2010. Холст, масло, 110х180

Свой отдельный и четко структурированный сад взрастил в сочной и полнокровной живописи Сурен Айвазян. В авторе просыпается настоящая страсть, когда он обращается к заветной теме «Алых маков», продолжая традицию Сарьяна (это именно армянские маки) и живописно обыгрывая универсальный восточный символ, сообщая ему при этом сильный чувственный акцент. Мак как мифопоэтический образ, трансцендентальный для Востока и Запада, с одной стороны, знак забытья и сна, с другой, символ неувядаемой молодости и женского очарования.

Наталья Мурадова. Японская художница, 2021. Коллаж, авторская акварель, шитье, роспись, 40х60

По обилию сочетаемости материалов и по глобальности художественного мышления в стане декоративно-прикладного искусства, пожалуй, художник номер один – Наталья Мурадова. Она соединяет в своих произведениях разные эпохи и культуры человеческой цивилизации, например, античность и Возрождение, европейское барокко и графический универсум Востока «укие-э», отечественную классику и современный авангард, искусство монументального текстильного панно и внутреннюю духовную энергетику станковизма.

Деликатным, воздушным, лепестково-легким фарфором представлена в экспозиции Наталья Хлебцевич. Ее объекты, объединенные двумя темами – «Белый ветер» и «Зимнее цветение», подразумевающими обобщенные растительные образы, достигают совершенства формы и абсолюта пластики благодаря прочному сочетанию редкой изобретательности замысла и тонкой филигранности исполнения.

Свою линию в декоративной керамике «концептуальных садов» Виктор Решетников продолжает абстрактными композициями в координатах свойственного ему минимализма. Художественный образ строится иногда на интенсивном цвете, иногда на геометрической структуре, или на логическом пространственном ритме, четкой гармонии предметных модулей небольших размеров и простых форм.

Впервые на площадке куратора появляется римская мозаика. Алина Баталина представляет панно «Гиацинты», специально созданное для этой выставки.

Наталия Хлебцевич. Зимнее цветение. Фрагмент, 2019. Фарфор, надглазурная роспись, 22х20х23

Виктор Решетников. Крокусы, 2016. Глина, глазурь, 35х9

Андрей Мамонтов. Ирис, 2017. Сталь, ковка, h87

Работы из металла Николая Табачкова переключают нас с абстрактной образности на основательную и добротную вещественность. Органика его работ связана непосредственно с ручным ремеслом, с неким кузнечным обрядом, трудоемкой ковкой металла, с монохромной и фактурной цветопластикой кованых ширм, декоративных акантов, металлических решеток, стилизованных орнаментов и растительных форм.

Раздел декоративно-прикладного искусства был по-настоящему украшен экспонатами трех отделов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: отдела тканей, отдела стекла и отдела печатных источников и изобразительных материалов. Часть предметов в экспозиции по искусству Китая и Японии были предоставлены куратором Татьяной Палеевой. Мы представим на выставке несколько известных школ советского художественного стекла ХХ века: представителей Ленинградской школы стекла (А.М.Остроумова «Молодые побеги», Л.О.Юрген «Папоротник»), декоративный и цветной хрусталь насыщенной палитры Гусевского хрустального завода в многопредметных композициях Е.И.Рогова «Вечер» и О.Ю.Козловой «Флора». Пластические инновации ярко отражаются в работах 80-х годов, выполненных на Львовской экспериментальной скульптурно-керамической фабрике Марвином Липофски «Формы сложно изогнутой конфигурации» (1989г.), автор которых впоследствии стал основателем Стеклянного общества искусств США, преподавал в Калифорнийском университете г.Беркли, был профессором Калифорнийского колледжа искусств и ремесел г. Окленда.

Марвин Липофский. Форма сложноизогнутой конфигурации. Украина, г. Львов,1989. Крошка, стекло цветное, матирование, техника тиходутая. Всероссийский музей декоративного искусства

Евгений Рогов. Вечер. Декоративная композиция из двух ваз. Гусевский хрустальный завод, 1978. Хрусталь цветной, хрусталь бесцветный, гравировка, грань овальная. Всероссийский музей декоративного искусства

Отдел тканей показывает великолепные образцы декоративных тканей начала ХХ века (кретоны). Плотные хлопчатобумажные ткани с фактурной поверхностью и декоративным набивным рисунком предназначались для украшения интерьера — обивки мебели и стен. Их выпускали различные ситценабивные фабрики России в XIX – начале ХХ вв. Одним из крупнейших ситценабивных производств в дореволюционной России была московская фабрика Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель в Москве», на которой и сделаны кретоны из фондов музея.

Шелковые полупарчовые ткани конца XVIII- начала XIX вв. из собрания ВМДПНИ принадлежат к типу тяжелых дорогих тканей, предназначенных для одежды или убранства интерьеров. Фон ткани, затканный синелью — ворсистой шёлковой нитью, создаёт ощущение бархатной поверхности, эффектно подчёркивающей блеск золотного узора. В прекрасном состоянии находятся два образца парчи начала ХХ века, сделанные на одном из крупнейших предприятий России — фабрике Торгово-промышленного товарищества «П.И. Оловянишникова Сыновья», которое удостоилось чести быть поставщиком императорского двора.

В отделе печати и изобразительного искусства оказались довольно редкие у нас подлинные эскизы китайских художников коврового производства г. Тьяндзиня, переданные в 1958 г. во время командировки в КНР ст. научному сотруднику НИИХП в дар для обучения на ковровых промыслах в СССР. Уникальны также зарисовки с выставки «Современное прикладное искусство Японии», такие как шелковые ткани для кимоно (набойка, ручное ткачество) и парчи, 1959 г., а также эскизы х/б ткани для кимоно (набойка на основе), 1959 г. художника М. Д. Болдыревой. Эскизы тканей растительно-цветочного орнамента К. М. Одинцовой и Н. В. Трифоновой 1970 г. выполнены позднее и уже тяготеют к геометрическому орнаментализму и более сдержанной колористике.

«Рай небесный на земле» не претендует на абсолютную новизну, но со своих позиций артикулирует вечно актуальную мечту о небесном парадизе, воплощенном в «Саду радостей земных». Так важно, чтобы целостность и гармония вселенского «сада» не были нарушены и уязвлены «цветами зла» Бодлера. Защитой против этого Зла всегда было настоящее Искусство.

Куратор Татьяна Палеева

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «РАЙ НЕБЕСНЫЙ НА ЗЕМЛЕ»

«БЕСЕДЫ ЗА ЧАЕМ» НА ТЕРРИТОРИИ ВЫСТАВКИ «РАЙ НЕБЕСНЫЙ НА ЗЕМЛЕ»

Пресс-релиз

Пресс-релиз

 East Meets West Gallery

«Рай небесный на земле»

Выставочный проект East Meets West Gallery «Рай небесный на земле» открывается с 6 марта по 5 апреля 2021 года во Всероссийском музее декоративного искусства.

Цветы, букеты, цветочные мотивы, растительные орнаменты изначально, еще до человеческого изображения, присутствовали в мировом искусстве – во всех его национальных сегментах и стилевых направлениях от Западной Европы до Китая и Японии, Ирана и Индии.

В творчестве художников цветы имеют бесценное значение, являют прямое и повседневное присутствие, осуществляются и воплощаются то как главный объект искусства, то как вспомогательная деталь целого, то как аккомпанирующая мелодия основной темы. Не говоря уж о конкретной символической нагрузке цветочного образа, о прямой и непосредственной эмоциональной коммуникации со зрителем.

Новый выставочный проект Татьяны Палеевой «Рай небесный на земле», артикулируя подобным метафорическим образом тему цветов, приглашает зрителей не столько к разгадке и дегустации символических кодов, сколько – и это главное послание – к наблюдению и созерцанию многообразных пластических трансформаций избранной темы, широкой палитры стилистических манер и индивидуальных почерков. Основу проекта составляют произведения ведущих художников XXI века – станковистов и мастеров декоративного искусства, владеющих разными материалами и техниками, а также небольшой уголок цветочной архаики.

Идея трансформации символики цветов в классическом и современном искусстве, которые рассматриваются с двух точек зрения – европейской традиции и восточного искусства — еще не находили своего серьезного осмысления и представления. Преломление классических европейских и восточных традиций в современном искусстве привнесло в настоящий проект огромное разнообразие техник, материалов и подходов к их взаимопроникновению в изображении цветов.

В экспозиции представлены изделия декоративно-прикладного искусства из стекла, металла, мозаика из натурального камня, современные текстильные панно в авторском исполнении с вышивкой, шитьем, печатью и росписью по ткани, с техникой ассамбляжа, пэчворка, с вышивкой, аппликациями, а также пластические абстрактные формы – из фарфора, глины, напоминающие цветы и сложные природные образования. Произведения станковой живописи и графики, связанные с изображением цветов у разных современных художников, приобретают то исторически-европейское, то откровенно восточное звучание, отражая разнообразную палитру стилевых и технических возможностей XXI века. В проекте принимают участие художники Сурен Айвазян, Алина Баталина, Анна Бирштейн, Андрей Мамонтов, Наталья Мурадова, Ольга Оснач, Виктор Решетников, Ирина Старженецкая, Николай Табачков, Наталия Хлебцевич, Татьяна Ян.

Раздел декоративно-прикладного искусства был по-настоящему украшен экспонатами трех отделов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: отдела тканей, отдела стекла и отдела печатных источников и изобразительных материалов. Часть предметов в экспозиции по искусству Китая и Японии были предоставлены куратором Татьяной Палеевой.

Станковая живопись на выставке объединяет художников замечательных и разных, но равных по своим творческим свершениям и богатым индивидуальным «историям». Мастер исключительно плодотворной и продолжительной во времени темы цветов, Ирина Старженецкая часто работает живописными сюитами (диптихи, триптихи, полиптихи), создавая первообраз цветка, пластически тонко и взвешенно уходя от его видовой конкретики (лилия, магнолия, тюльпан), к очищенному от случайного поэтическому обобщению. В философской лирике Хайяма, в его «цветочных» мотивах, Старженецкая безошибочно почувствовала и воплотила вселенскую символику (не европейскую и не восточную) жизни и смерти, расцвета и упадка, света и тьмы.

Анна Бирштейн — художник из той же рафинированной, наследственно культурной среды.  Ее тема «райского сада» непосредственно ведет в родной и по-земному прекрасный «дачный вертоград» («Лето», «Август» и др.). Художника увлекает развернутая феерическая стихия цветения, праздничного сезонного «солнцеворота», какого-то космического гелиотропизма. Она работает на мольберте, как на ткацком стане, поэтому ее картины подчеркнуто гобеленны.

Живопись как осмысленное конструирование и композиционно выверенный монтаж демонстрирует в своих картинах Татьяна Ян. Ее видение Лилии с библейской символикой дружелюбно и диалогично соседствует с китайскими мотивами в полотнах «Долголетие», «Внутренний двор храма Дай».

Ольга Оснач впервые представила новые работы из серий: «Тюльпаномания», «The Goal». В этих работах видна физиология, психология и художественная семиотика одного цветочного образа с его культом в Персии, с единой восточной символикой идеальной, жертвенной любви, с многочисленными европейскими коннотациями и трансформациями.

Свой отдельный и четко структурированный сад взрастил в сочной и полнокровной живописи Сурен Айвазян. В авторе просыпается настоящая страсть, когда он обращается к заветной теме «Алых маков», продолжая традицию Сарьяна (это именно армянские маки) и живописно обыгрывая универсальный восточный символ, сообщая ему при этом сильный чувственный акцент. Мак как мифопоэтический образ, трансцендентальный для Востока и Запада, с одной стороны, знак забытья и сна, с другой, символ неувядаемой молодости и женского очарования.

По обилию сочетаемости материалов и по глобальности художественного мышления в стане декоративно-прикладного искусства, пожалуй, художник номер один – Наталья Мурадова. Она соединяет в своих произведениях разные эпохи и культуры человеческой цивилизации, например, античность и Возрождение, европейское барокко и графический универсум Востока «укие-э», отечественную классику и современный авангард, искусство монументального текстильного панно и внутреннюю духовную энергетику станковизма.

Деликатным, воздушным, лепестково-легким фарфором представлена в экспозиции Наталья Хлебцевич. Ее объекты, объединенные двумя темами – «Белый ветер» и «Зимнее цветение», подразумевающими обобщенные растительные образы, достигают совершенства формы и абсолюта пластики благодаря прочному сочетанию редкой изобретательности замысла и тонкой филигранности исполнения.

Свою линию в декоративной керамике «концептуальных садов» Виктор Решетников продолжает абстрактными композициями в координатах свойственного ему минимализма. Художественный образ строится иногда на интенсивном цвете, иногда на геометрической структуре, или на логическом пространственном ритме, четкой гармонии предметных модулей небольших размеров и простых форм.

Впервые на площадке куратора появляется римская мозаика. Алина Баталина представляет панно «Гиацинты», специально созданное для этой выставки.

Работы из металла Николая Табачкова переключают нас с абстрактной образности на основательную и добротную вещественность. Органика его работ связана непосредственно с ручным ремеслом, с неким кузнечным обрядом, трудоемкой ковкой металла, с монохромной и фактурной цветопластикой кованых ширм, декоративных акантов, металлических решеток, стилизованных орнаментов и растительных форм.

Раздел декоративно-прикладного искусства был по-настоящему украшен экспонатами трех отделов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: отдела тканей, отдела стекла и отдела печатных источников и изобразительных материалов. Часть предметов в экспозиции по искусству Китая и Японии были предоставлены куратором Татьяной Палеевой. Мы представим на выставке несколько известных школ советского художественного стекла ХХ века: представителей Ленинградской школы стекла (А.М.Остроумова «Молодые побеги», Л.О.Юрген «Папоротник»), декоративный и цветной хрусталь насыщенной палитры Гусевского хрустального завода в многопредметных композициях Е.И.Рогова «Вечер» и О.Ю.Козловой «Флора». Пластические инновации ярко отражаются в работах 80-х годов, выполненных на Львовской экспериментальной скульптурно-керамической фабрике Марвином Липофски «Формы сложно изогнутой конфигурации» (1989г.), автор которых впоследствии стал основателем Стеклянного общества искусств США, преподавал в Калифорнийском университете г.Беркли, был профессором Калифорнийского колледжа искусств и ремесел г. Окленда.

Отдел тканей показывает великолепные образцы декоративных тканей начала ХХ века (кретоны). Плотные хлопчатобумажные ткани с фактурной поверхностью и декоративным набивным рисунком предназначались для украшения интерьера — обивки мебели и стен. Их выпускали различные ситценабивные фабрики России в XIX – начале ХХ вв. Одним из крупнейших ситценабивных производств в дореволюционной России была московская фабрика Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель в Москве», на которой и сделаны кретоны из фондов музея.

Шелковые полупарчовые ткани конца XVIII- начала XIX вв. из собрания ВМДПНИ принадлежат к типу тяжелых дорогих тканей, предназначенных для одежды или убранства интерьеров. Фон ткани, затканный синелью — ворсистой шёлковой нитью, создаёт ощущение бархатной поверхности, эффектно подчёркивающей блеск золотного узора. В прекрасном состоянии находятся два образца парчи начала ХХ века, сделанные на одном из крупнейших предприятий России — фабрике Торгово-промышленного товарищества «П.И. Оловянишникова Сыновья», которое удостоилось чести быть поставщиком императорского двора.

В отделе печати и изобразительного искусства оказались довольно редкие у нас подлинные эскизы китайских художников коврового производства г. Тьяндзиня, переданные в 1958 г. во время командировки в КНР ст. научному сотруднику НИИХП в дар для обучения на ковровых промыслах в СССР. Уникальны также зарисовки с выставки «Современное прикладное искусство Японии», такие как шелковые ткани для кимоно (набойка, ручное ткачество) и парчи, 1959 г., а также эскизы х/б ткани для кимоно (набойка на основе), 1959 г. художника М. Д. Болдыревой. Эскизы тканей растительно-цветочного орнамента К. М. Одинцовой и Н. В. Трифоновой 1970 г. выполнены позднее и уже тяготеют к геометрическому орнаментализму и более сдержанной колористике.

«Рай небесный на земле» не претендует на абсолютную новизну, но со своих позиций артикулирует вечно актуальную мечту о небесном парадизе, воплощенном в «Саду радостей земных». Так важно, чтобы целостность и гармония вселенского «сада» не были нарушены и уязвлены «цветами зла» Бодлера. Защитой против этого Зла всегда было настоящее Искусство.

Куратор Татьяна Палеева

ВМДПНИ. Центр моды и дизайна.

Вход по билетам музея

Центр открыт ежедневно с 10:00 до 21:00.

Выходной день — понедельник.

ул. Делегатская 3, корпус Б

+7 (495) 973 25 78

www.vmdpni.ru

East Meets West Gallery

+7 (916) 680 53 90

paleeva@emwgallery.com

www.eastmeetswestgallery.com

 Скачать пресс-релиз