East meets west gallery
  • рус
  • en

Александр Олигеров. Я в волшебном лесу собираю летний ветер…

Музей Николая Островского/ 06.09.2024 - 05.10.2024

С 6 сентября по 5 октября 2024 года в Музее Николая Островского откроется персональная выставка Александра Олигерова с участием художника-керамиста Елены Гамбарян  «Я в волшебном лесу собираю летний ветер…»

East Meets West Gallery в содружестве с Государственным музеем-культурным центром «Интеграция» имени Н. А. Островского представляет персональную выставку Александра Олигерова с 06.09. по 05.10.2024 года «Я в волшебном лесу собираю летний ветер…».

Уже почти 15 лет, начиная с арт-проекта «Органика», 2011 г., Александр является постоянным участником всех арт-проектов East Meets West Gallery, посвященных проблемам экологии.

Его творчество тесно связано с природой, духовной гармонией, стремлением к сохранению баланса между деятельностью человека и окружающей средой. Многообразный мир природы, более или менее фигуративный, фантазийный или опосредованный, отражает в его произведениях близость автора к христианским и восточным традициям.

Александр Олигеров. Пруд в саду камней. 2014. Холст, масло. 100х110

Серии последних работ Александра Олигерова, представленные на выставке, имеют символические названия, которые тесно связывают человека с окружающей его природой: «Волшебный лес», 2022-2024, «Изумрудный город», 2022-2023, «Летний ветер», 2022, «Сад камней», 2014.

В серии «Сад камней» художник опирается на образ сакрального камня в Христианстве, который становится символом связи Небесного и Земного, приобретая таким образом символическое значение. Сам Александр так пишет об этом: «Кто знает, возможно, наша вселенная – это всего лишь сад заветных камней, расставленных Создателем в космической пустоте в идеальном порядке и гармонии, место для Его медитации. Нужно только немного сосредоточиться, прислушаться, и мы услышим Его далекий низкий голос «оммммм, омммммм».

«Сад камней» уже несет на себе почти все основные черты творчества Александра Олигерова: соединение традиционной и абстрактной живописи на холсте с элементами графики, внесение автором нечитаемого текста как составляющей его произведения, который называется леттризмом*. Олигеров использует текст как графический элемент, без которого уже трудно представить произведения художника.

Александр Олигеров. Путешествие на воздушном змее 2022. Холст, масло. 120х130

В серии «Летний ветер» ведущую роль играет энергия и движение воздуха, поэтому «аккомпанируют» разнонаправленному движению графические линейные композиции, в состав которых автор вводит довольно реалистически прописанных птиц. Особенно интересно полотно «Путешествие на воздушном змее», 2022. В Китае воздушный змей-голубь является символом мира. По-китайски иероглифы слова «фэн чжэн» состоят из элементов: «ветер», «бамбук» и «соперничать, состязаться». Первоначально воздушный змей использовался в военных целях. Собственно, в китайском фольклоре, в народном искусстве и на фестивалях он занял свое место значительно позже.

Александр Олигеров. Четвертое измерение. 2023. Холст, масло. 110х260

Символика голубого цвета, которую использует автор в «Изумрудном городе», конечно, ассоциируется у всех с цветом неба, а небо бывает разных оттенков. Голубизна здесь и воздух, и само небо, и присутствие высшей силы – Божества. Гиацинтовый (или голубой) использовался и в одеянии первосвященников, был цветом духовной чистоты на древних фресках и цветом целомудрия.

Работы в этой серии носят разные названия, но высшая духовность есть в каждой из них: «Четвертое измерение» – это, видимо, духовно чистый, просветленный мир, куда сможет войти не каждый. Автор находит эту чистоту и духовность не только в христианстве, но и в буддизме, который проповедует доброту, спокойствие, чистоту помыслов.

Александр Олигеров. Фламенко. 2022. Холст, масло. 110х260

«Волшебный лес» – самая новая серия работ Александра Олигерова, очень личная, потому что «возможно, его Волшебный лес – это и есть тот мир, который мы потеряли. Этот мир, насыщенный грезами, иногда лишь сверкает нам отдаленными, зовущими огнями в наших ночных снах…» (А. Олигеров). Каждая работа этой серии не похожа на другую, например «Цветы волшебного леса» открывают сказочную и непривычную красоту, обещают бессмертие или заманивают в бесконечность, кто знает? Возникают естественные параллели с русской сказкой «Каменный цветок».  Новая работа «Фламенко» своими буйными вихревыми мазками, красными оттенками кружит нас по волшебному лесу, не давая остановиться.

Елена Гамбарян. Серия Дерева. 2019. Глина, глазури 58х95х25

Символично, что близкие мотивы волнуют и художника-керамиста Елену Гамбарян. Ее пластические работы в жанре анималистики и флоры выходят за рамки простого реалистического отображения, часто превращаясь в символы и знаки вечных человеческих ценностей. «Серия работ «Дерева и травы» на растительную тему изначально была выполнена как офортная печать на бумаге. Хотелось плоское изображение перевести в объемную скульптуру, найти новый пластический язык, чтобы передать это вертикальное структурное стремление трав. При этом я сохранила фронтальные поверхности плоскими как на бумаге» (Е. Гамбарян).

Скульптурно-живописные работы автора навеяны древней и архаической скульптурой разных племен и народов, в том числе и отпечатками на камнях, наскальными рисунками, а также элементами народного творчества разных народов мира. Анималистика в творчестве Елены Гамбарян тоже очень оригинальна: это, конечно, скульптура, но с декоративными элементами и окраской, которые приближают ее к современности, дают возможность более широкой символической интерпретации. Даже скульптуры олушей становятся довольно условными, хотя по форме напоминают реальных птиц. Этому способствует объединение в ее орнаментах как своих собственных орнаментальных элементов, так и уже существующих у разных народов мира.

Приглашение всем вместе войти в этот «Изумрудный город», пройдя сначала все дебри «Волшебного леса», получено. Добро пожаловать!

Куратор Татьяна Палеева

*Леттризм (от фр. lettre – письмо) как живописное направление возник во Франции в конце 1940-х. Он придал букве или набору букв самостоятельное значение – знаковое, философское, символическое и художественное… (Энциклопедия русского авангарда)

Выставка работает с 06.09.2024 г по 05.10.2024 г.
Музей Николая Островского
Вход по билетам музея
Ежедневно с 9.00 до 20.00
Выходной понедельник
Ул. Тверская, 14
ostrovsky-museum.ru  +7 (916) 118 89 32
East Meets West Gallery
paleeva@emwgallery.com  +7 (916) 680 53 90
www.eastmeetswestgallery.com

 Скачать пресс-релиз