East Meets West Gallery в содружестве с Государственным музеем-культурным центром «Интеграция» имени Н.А. Островского представляет персональную выставку современного московского художника Константина Инал-Ипа «Острова в океане». Выставка приурочена к 60-летию автора и проходит в Музее Николая Островского с 23.06 по 23.07.2023.
Наше сотрудничество с Константином Инал-Ипа началось почти 10 лет назад, когда я пригласила его в арт-проект «Вариации на темы джаза», 2014.
Наследуя традиции абстрактного импрессионизма Антони Тапиеса, ташизма Пьера Сулажа, Николя де Сталя и других, итальянца Альберто Бурри и нео-экспрессионизма Ансельма Кифера, Константин Инал-Ипа начал свой путь в советском искусстве уже после «второго пришествия» абстракционизма в СССР в 1957 году. Это было в конце 80-х годов. Константин продолжил активно работать в 90-е годы, когда абстрактное искусство получило широкое распространение, выйдя за рамки Москвы и Санкт-Петербурга. Он активно и успешно работает в этом жанре и по сей день.
Западное искусство, в особенности испанское искусство широкого движения Art informel, практиковавшее работу в смешанной технике, где в картине-коллаже использовались найденные предметы, бумага, тряпки и др., были переосмыслены и дополнены Константином Инал-Ипа новыми технологиями и умениями в создании живописной поверхности, соединенной с элементами графического искусства, элементами скульптурного освоения поверхности с помощью разных материалов. Константин расширил свои художественные возможности до выражения и восприятия монохромной или почти монохромной живописи, приближаясь к минимализму в работах: «Холодный берег», 2021 из триптиха «Острова в океане», 2021; «Холодный пейзаж», 2022; «Степь. Дождь», 2021 и других, в которых создает свое собственное «новое пространство» и «новую реальность», присущие только ему.
Тематически работы автора довольно относительно объединяются по таким темам: «Острова в океане», «Пейзажи-состояния» или «времена года», «Среда обитания» или «Городской пейзаж», «Джазовые импровизации». Причем границы между работами, входящими в эти группы, очень размытые.
Глубоко чувствуя природу джазовых стандартов, он поднимает возможности импровизации и спонтанной живописи к высотам тотального раскрепощения, свободы и создания ярких, контрастных композиций, необычных сочетаний объемов и поверхностей в таких работах, как «Майлз Дэвис. Испанские зарисовки», 2018; «Блюз» и «Блюз 2», 2014; «Чат Беккер», 2023.
Возможности создания «Новой реальности», подобной той, что когда-то поразила московских художников в 60-е годы в «Парке Сокольники» на Французской национальной выставке, проявляются в новых работах Инал-Ипа, таких как «Улица», 2021; «Прохладные отношения», 2022; «Осень. Чача (процесс)», 2020.
Обращение к теме пространства – вечная тема XX века и, видимо, останется таковой и в XXI веке. Меняется, конечно, ее наполнение. Гипотезы о множественности пространства, о параллельности миров, времен, пространств захватывают человечество и, конечно, художников. Отсюда возникает и философское понимание автором темы «Острова в океане». «В этом названии передается почти языческая религиозная сущность, где острова — это мы с нашим субъективным мироощущением, страстями, проблемами и огромный, малопонятный океан жизни с его бесконечностью». Константин Инал-Ипа.
Нам показалось интересным дополнить абстрактные пространственные композиции автора работами московских керамистов, которые работают в абстрактной скульптурной пластике. Наталья Хлебцевич обращается к форме, свободной от изобразительности, с четким силуэтом, которая называется «Без названия, №5», 2023. Владимир Чибисов в работе «Противостояние», 2022 опирается на классические традиции авангарда. Ольга Хан представляет скульптурные объекты, которые только напоминают реальные, а на самом деле создают уникальное и оригинальное «…создание, отличное от всех других объектов». (С. Орлов).
Пространственные штудии Константина – это наложение цветных горизонтальных, иногда вертикальных плоскостей, иногда целых размытых в дымке плоскостей-островов, которые «выплывают» к нам из «Белого моря», 2018; откуда-то с «Севера», 2021; возможно, с острова «Мадагаскар», 2022. Триптих «Острова в океане» в моем представлении, с философской стороны, погружает человека в океан жизни с волнениями, тревогами, несчастьями, а с другой – показывает зыбкую возможность выбраться на сушу, на остров и сохранить себя. Со стороны художественной он подтверждает тенденцию развития абстрактного искусства, которая стремится к потере четких стилистических границ и переходу в беспредметное искусство.
А может это и не острова-плоскости, а острова нашей памяти, нашего сознания и восприятия действительности? Каждый волен видеть то, что видит. И в этом необычайная свобода абстракции.
Куратор Татьяна Палеева.
Выставка работает с 23.06 по 23.07.2023 г.
Музей Николая Островского
Вход по билетам музея
Вторник – суббота с 9.00 до 20.00
Выходной понедельник
Ул. Тверская, 14 +7 (903) 118 89 32
East Meets West Gallery
+7 (916) 680 53 90