East meets west gallery
  • рус
  • en

Кухня художника или «вход со двора»

ВМДПНИ / 03.03 - 17.04.2022

Во Всероссийском музее декоративного искусства с 3 марта по 17 апреля 2022 года проходит персональная выставка к 70-летию со дня рождения Дмитрия Иконникова, организованная East Meets West Gallery.

Настоящая выставка не претендует на полный охват многогранного творчества художника. Ее название «Кухня художника или «вход со двора» уже задает определенные ограничения как в выборе материала, так и в том, что она дополнена скульптурными композициями его соратника по духу и представителя одного с ним поколения последней трети XX века Михаила Дронова.

Это будет седьмая персональная выставка художника за последние 5 лет, которая свидетельствует о большом авторитете Дмитрия Иконникова и высокой востребованности его произведений как в профессиональной, так и в культурной среде не только Москвы, но и России даже после ухода автора из жизни.

Более 20 лет назад в 2001 в East Meets West Gallery состоялась первая выставка Дмитрия и моя первая работа с ним над персональной выставкой. В архиве галереи сохранился не только буклет, открытки, но и рукописный вариант статьи в буклет, написанной Дмитрием в том же году. Это время в творчестве автора было временем «обновления» и «приращения» новых тем и образов, благодаря неутомимому погружению и неостановимому приращению новых смыслов в их отражении, по мнению большого ценителя творчества художника искусствоведа Андрея Толстого.

В выставке использованы тематические циклы Дмитрия Иконникова, такие как «Жизнь на девятом этаже», «Город. Вход со двора», «Швея. Ткань времени», «Средиземноморье», «Париж».

В начале двухтысячных годов «кухня художника» поменялась радикально: от искусства плаката и книжной графики Дмитрий Иконников окончательно перешёл к живописно-графическому языку, в котором он постепенно сформировал «…сложносочиненные, неоднократно выверенные практикой философско-поэтические, метафорические образы, подлинные «творения духа», воплощенные в совершенной художественной форме…» (Александр Рожин, академик РАХ, член Президиума Российской академии художеств, главный редактор журнала «Третьяковская галерея»).

Новое качество его живописи и графики и новое понимание пространства и времени заявлены в двух основных темах его творчества: «Жизнь на девятом этаже» и «Город. Вход со двора». Именно эти две темы станут краеугольным камнем для нового взгляда на творчество художника Дмитрия Иконникова.

За последние 15 лет сформировалась и уникальная неповторимая форма его произведений, поражающая своей философской наблюдательностью и созерцательностью, ритмической чувственностью палитры и гармонией частного и целого. Личность автора становится главной в каждом из его произведений, относящихся к любым жанрам, будь то натюрморт, городской пейзаж, жанровая картина или портрет. «Другая характерная особенность рассматриваемых листов – прозрачная дымка, окутывающая и предметы, и людей, и архитектуру. И в этом видится отличительная особенность мировосприятия Дмитрия Иконникова, который философски осмысляет действительность и одинаково трепетно воспринимает все, данное человеку Богом. Разговор с любимой женщиной, трапеза, выпитая бутылка пива на балконе или чашка кофе в мастерской, городские пейзажи легендарных европейских столиц, люк на асфальте и подвальная решетка в московском дворе, старая швейная машинка, средиземноморские ландшафты… Все они имеют абсолютную ценность в глазах художника, более того, в его восприятии они равноценны. Избранная художником мера условности позволяет перевести самый простой бытовой предмет в знак и символ Жизни, которая в назначенное время уйдет в вечность» (Елена Романова, советник РАХ, член-корреспондент Российской академии художеств).

Он использует и объединяет различные технические средства живописи и рисунка, разрабатывает собственную методику, экспериментирует с материалами, которые помогают ему уникально воплощать в своих произведениях личные переживания и представления о времени и о себе.

Расширяя тему путешествий Дмитрия Иконникова, которые включают поездки разного времени в Черногорию, Хорватию, Париж, Венецию и др., мы предложили назвать эту часть его бытия так: «Другая жизнь—другие берега». О сериях работ «Черногория», «Париж» и о поездках художника в Санкт-Петербург, Хорватию написано много. Но особенно ценны первые впечатления о Париже самого Дмитрия: его восторги, его разочарования, его критика тех, кого он когда-то боготворил.

Отбирая работы, мы сильно ограничили их тематическое разнообразие, которое очень выигрышно подчеркивает «красоты и прелести» заграничных вояжей: известные архитектурные ансамбли, красивые детали архитектурных стилей, туристов, сидящих в бистро на центральных парижских улочках, завораживающие морские пейзажи и набережные Средиземноморья. Мы остановились на «непарадных» портретах, скромных «заметках» Дмитрия о повседневной нетуристической жизни жителей этих стран и городов.

Дмитрий Иконников и Михаил Дронов — представители не только одного поколения последней трети ХХ века, но и близкие по духу художники. Их совместные выставки в «Галерее на Чистых прудах» («Два мастера», 2011 г.) и в Художественном музее им. В. С. Сорокина — Доме Мастера («Диалоги», Липецк, 2013 г.) действительно воспринимались как диалог соратников, признанных мастеров разных жанров изобразительного искусства. Их сближает не только тесная связь обоих с классическим искусством, но и ироничность и фантазийность образов, поиски необычных форм и уникальных техник, которые часто кажутся невозможными для используемых скульптором Дроновым и художником Иконниковым материалов.

На выставке будут представлены произведения художника из коллекции дочери Дарьи Иконниковой, частных коллекций семьи Шаблий, Сажина Александра Вячеславовича, галереи ArtStory, галереи Культпроект, Михаила Судакова-старшего и Марии Ожерельевой, а также из коллекции куратора выставки Татьяны Палеевой.

Работы из коллекции Татьяны Палеевой зрители видели в последний раз в начале 2000 годов. Мы также мы подготовили подборку видеофильмов и интервью, взятых у Дмитрия Иконникова в разное время различными телевизионными компаниями России.

Куратор Татьяна Палеева

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «КУХНЯ ХУДОЖНИКА ИЛИ «ВХОД СО ДВОРА»

«БЕСЕДЫ ЗА ЧАЕМ» НА ТЕРРИТОРИИ ВЫСТАВКИ «КУХНЯ ХУДОЖНИКА ИЛИ «ВХОД СО ДВОРА»

Пресс-релиз

 East Meets West Gallery

 

«Кухня художника или «вход со двора»

Во Всероссийском музее декоративного искусства с 3 марта по 17 апреля 2022 года проходит персональная выставка к 70-летию со дня рождения Дмитрия Иконникова, организованная East Meets West Gallery.

Настоящая выставка не претендует на полный охват многогранного творчества художника. Ее название «Кухня художника или «вход со двора» уже задает определенные ограничения как в выборе материала, так и в том, что она дополнена скульптурными композициями его соратника по духу и представителя одного с ним поколения последней трети XX века Михаила Дронова.

Это будет седьмая персональная выставка художника за последние 5 лет, которая свидетельствует о большом авторитете Дмитрия Иконникова и высокой востребованности его произведений как в профессиональной, так и в культурной среде не только Москвы, но и России даже после ухода автора из жизни.

Более 20 лет назад в 2001 в East Meets West Gallery состоялась первая выставка Дмитрия и моя первая работа с ним над персональной выставкой. В архиве галереи сохранился не только буклет, открытки, но и рукописный вариант статьи в буклет, написанной Дмитрием в том же году. Это время в творчестве автора было временем «обновления» и «приращения» новых тем и образов, благодаря неутомимому погружению и неостановимому приращению новых смыслов в их отражении, по мнению большого ценителя творчества художника искусствоведа Андрея Толстого.

В выставке использованы тематические циклы Дмитрия Иконникова, такие как «Жизнь на девятом этаже», «Город. Вход со двора», «Швея. Ткань времени», «Средиземноморье», «Париж».

В начале двухтысячных годов «кухня художника» поменялась радикально: от искусства плаката и книжной графики Дмитрий Иконников окончательно перешёл к живописно-графическому языку, в котором он постепенно сформировал «…сложносочиненные, неоднократно выверенные практикой философско-поэтические, метафорические образы, подлинные «творения духа», воплощенные в совершенной художественной форме…» (Александр Рожин, академик РАХ, член Президиума Российской академии художеств, главный редактор журнала «Третьяковская галерея»).

Новое качество его живописи и графики и новое понимание пространства и времени заявлены в двух основных темах его творчества: «Жизнь на девятом этаже» и «Город. Вход со двора». Именно эти две темы станут краеугольным камнем для нового взгляда на творчество художника Дмитрия Иконникова.

За последние 15 лет сформировалась и уникальная неповторимая форма его произведений, поражающая своей философской наблюдательностью и созерцательностью, ритмической чувственностью палитры и гармонией частного и целого. Личность автора становится главной в каждом из его произведений, относящихся к любым жанрам, будь то натюрморт, городской пейзаж, жанровая картина или портрет. «Другая характерная особенность рассматриваемых листов – прозрачная дымка, окутывающая и предметы, и людей, и архитектуру. И в этом видится отличительная особенность мировосприятия Дмитрия Иконникова, который философски осмысляет действительность и одинаково трепетно воспринимает все, данное человеку Богом. Разговор с любимой женщиной, трапеза, выпитая бутылка пива на балконе или чашка кофе в мастерской, городские пейзажи легендарных европейских столиц, люк на асфальте и подвальная решетка в московском дворе, старая швейная машинка, средиземноморские ландшафты… Все они имеют абсолютную ценность в глазах художника, более того, в его восприятии они равноценны. Избранная художником мера условности позволяет перевести самый простой бытовой предмет в знак и символ Жизни, которая в назначенное время уйдет в вечность» (Елена Романова, советник РАХ, член-корреспондент Российской академии художеств).

Он использует и объединяет различные технические средства живописи и рисунка, разрабатывает собственную методику, экспериментирует с материалами, которые помогают ему уникально воплощать в своих произведениях личные переживания и представления о времени и о себе.

Расширяя тему путешествий Дмитрия Иконникова, которые включают поездки разного времени в Черногорию, Хорватию, Париж, Венецию и др., мы предложили назвать эту часть его бытия так: «Другая жизнь—другие берега». О сериях работ «Черногория», «Париж» и о поездках художника в Санкт-Петербург, Хорватию написано много. Но особенно ценны первые впечатления о Париже самого Дмитрия: его восторги, его разочарования, его критика тех, кого он когда-то боготворил.

Отбирая работы, мы сильно ограничили их тематическое разнообразие, которое очень выигрышно подчеркивает «красоты и прелести» заграничных вояжей: известные архитектурные ансамбли, красивые детали архитектурных стилей, туристов, сидящих в бистро на центральных парижских улочках, завораживающие морские пейзажи и набережные Средиземноморья. Мы остановились на «непарадных» портретах, скромных «заметках» Дмитрия о повседневной нетуристической жизни жителей этих стран и городов.

Дмитрий Иконников и Михаил Дронов — представители не только одного поколения последней трети ХХ века, но и близкие по духу художники. Их совместные выставки в «Галерее на Чистых прудах» («Два мастера», 2011 г.) и в Художественном музее им. В. С. Сорокина — Доме Мастера («Диалоги», Липецк, 2013 г.) действительно воспринимались как диалог соратников, признанных мастеров разных жанров изобразительного искусства. Их сближает не только тесная связь обоих с классическим искусством, но и ироничность и фантазийность образов, поиски необычных форм и уникальных техник, которые часто кажутся невозможными для используемых скульптором Дроновым и художником Иконниковым материалов.

На выставке будут представлены произведения художника из коллекции дочери Дарьи Иконниковой, частных коллекций семьи Шаблий, Сажина Александра Вячеславовича, галереи ArtStory, галереи Культпроект, Михаила Судакова-старшего и Марии Ожерельевой, а также из коллекции куратора выставки Татьяны Палеевой.

Работы из коллекции Татьяны Палеевой зрители видели в последний раз в начале 2000 годов. Мы также мы подготовили подборку видеофильмов и интервью, взятых у Дмитрия Иконникова в разное время различными телевизионными компаниями России.

Куратор Татьяна Палеева

Выставка работает с 03.03 по 17.04.2022 г.

Всероссийский музей декоративного искусства, 2 этаж

Вход по билетам музея

Ежедневно с 10:00 до 18:00, четверг с 10:00 до 21:00,

суббота с 12:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

ул. Делегатская 3, +7 (495) 973 25 78

www.damuseum.ru

East Meets West Gallery

paleeva@emwgallery.com, +7 (916) 680 53 90

www.eastmeetswestgallery.com

 Скачать пресс-релиз