East meets west gallery
  • рус
  • en

Лучший город Земли

Музей Николая Островского/13.12.2024 - 26.01.2025

С 13 декабря 2024 г. по 26 января 2025 г. East Meets West Gallery представляет в музее Николая Островского выставку «Лучший город Земли».

Москва с разных ракурсов, Москва мерцающая и будничная будет представлена в стилистике и манере живописания членов сообщества московских художников «Арт-бокс», московским художником старшего поколения Александром Юликовым и скульптором Ольгой Хан.

У новых поколений художников снова и снова возникает желание «писать» Москву. Почему? Что изменилось во взгляде художника начала XXI века относительно его собрата XIX века? Очень многое! «Застывший» в веках историзм уже к концу XIX века стал очень быстро сменяться сначала заменой архитектурных деталей зданий, потом быстрым «дряхлением» оставшихся в центральной части города и Замоскворечье деревянных построек на каменные купеческие, а затем и на доходные крупные жилые дома и даже целые кварталы таунхаусов в начале ХХ века. Пленэрные зарисовки художников с натуры сменили скрупулезно выполненные акварели с мельчайшими деталями, которые быстро стали тиражироваться с помощью печатной продукции.

Московские художники времен русского авангарда 10-20-х годов ХХ века создали особый образ Москвы. В. Кандинский так об этом пишет: «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва — мой живописный камертон». Н. Гончарова, К. Малевич, Н. Рерих, Р. Фальк, К. Юон, И. Машков и еще многие прославленные наши художники «открывали» нам свою Москву, свой живописный образ города.

В нашей выставке участвуют художники: Александр Юликов, Татьяна Ипатенко, Вера Ельницкая, Владимир Панкратов, Артур Шувалов, Татьяна Холево, Валентин Чопык, Умит Бек и скульпторы Владимир Пельдяков, Ольга Хан.

Александр. Юликов. Человек и город. 2005. Холст, масло. 60х45

Александр Юликов – представитель старшего поколения московских художников не является членом содружества художников «Арт-бокс».  Но тема «человек и город» остаётся актуальной для него на протяжении более чем шестидесяти лет. В «его городе» как геометрическом пространстве живет человек-знак, зажатый в тесном кольце московских многоэтажек, где окна смотрят в глаза друг другу, как люди. Вместе с ним поддерживают традиции поставангарда скульпторы Ольга Хан и Владимир Пельдяков.

Ольга Хан. ДВОЕ. 2020. Шамот, ангобы, дерево, акрил.170х30х28; 170х30х28

Владимир Пельдяков. Диалог. Дерево, металл. 2024. 70х35х12

Ольга Хан легко комбинирует реалистические формы с геометрией, выходит за рамки геометрического пространства, меняет материалы. Думаю, что это связано с расширением ее личных «философских» границ.

Конструктивный образ современного города создаст в выставочном пространстве скульптор Владимир Пельдяков. В коллекцию его современных работ входят как крупные конструктивные объекты, так и интересные плоскостные объекты, построенные на соединении различных материалов: дерева, керамики, эпоксидной смолы, пластика, бумаги.

Владимир Панкратов был художником со своей оригинальной философией. «Свой диалог со зрителем Владимир ведет посредством знаков и волшебных символов, закодированных в пластических ритмах создаваемых им композиций… В, казалось бы, условных и простых на первый взгляд композициях, иногда почти монохромных по цветовой выразительности, кроется глубокий философский и мистический смысл. Это своего рода ощущение предстояния перед Вечностью, иррациональное соприкосновение с вещами, являющимися фундаментальными и формообразующими столпами Вселенной…» (В. Лаврушин, 2022 г.)

Владимир Панкратов.Парк 2005. Холст, масло.160х200

Татьяна Ипатенко. Лялин переулок. Летнее утро. 2011. Холст, масло. 60х80

Тема Москвы занимает значительное место в творчестве Татьяны Ипатенко, которая уже выставляется более 30 лет. Ее мастерские зарисовки центра Москвы впечатляют не только цветовой гаммой, архитектурными орнаментальными украшениями исторических зданий и уцелевших особняков на Варварке, в Печатниковом и Лялином переулках, но и их эмоционально-поэтической коннотацией, где главное – это настроение, которое автор передает зрителю. Татьяне доступны и более крупные формы архитектурно-пейзажных работ о Москве, которые становятся монументальными и панорамными полотнами.

Вера Ельницкая. Мост. 2012. Холст, масло. 100х120

«Искусство Веры Ельницкой несомненно принадлежит московской школе живописи. Зрение художницы неотделимо от ее традиций – художественных координат Константина Коровина и раннего Роберта Фалька, от московских пейзажей Василия Кандинского и Владимира Татлина. Созданные в системе импрессионизма, в импровизациях с особыми световыми состояниями, композиции Веры Ельницкой буквально «заманивают» в таинственные московские улочки и площади, в поэзию ее двориков и бульваров, возбуждая ностальгию по идеальному «золотому веку», заслоненному новым обликом города… (В. Пацюков, 2010)

Умит Бек. Иллюзион. Из серии Лето в городе М. 2024. Бумага соус. 86х64

Умит Бек (Надежда Курбанбаева) представила на выставку очень интересные графические работы на больших листах бумаги.  «Архитектурные пейзажи, исполненные соусом, по своей живописности ничуть не уступают масляной живописи. На таких листах Умит Бек, как «Иллюзион» и «МИД», Москва предстает как таинственный город, того гляди готовый раствориться в летних сумерках. А высотные доминанты Москвы, написанные Умит Бек на холсте, впечатляют своей гармоничностью и композиционной стройностью.» (Е. Романова, 2024)

Татьяна Холево. Мост №2. 2007. Холст, масло. 80х90

Конструктивность и архитектурную точность перспектив отмечали в некоторых работах Татьяны Холево уже давно. Именно в этой парадигме находится группа работ, посвященная московским мостам и их архитектуре. Здесь художница осваивает территорию геометрической абстракции. Но в большинстве других ее  работ главными являются цветовые плоскости только обозначающие визуальные контуры объекта или человека, где важно экспрессивное участие самого автора.

Валентин Чопык в своих более ранних абстрактных работах сталкивал плоскости разной цветности и разного объема, причем доминантой была самая яркая плоскость: желтая, синяя, красная. В новых работах 2023-24 гг. художник экспериментирует с более спокойными и монохромными цветами, сохраняя кое-где принципы работы с плоскостями. но размывая между ними четкие границы. («Отражение» и «Нагатинский затон», 2024)

Валентин Чопык. Отражение. 2024. Холст, смешанная техника. 170х120

Артур Шувалов – художник-путешественник, любитель новых впечатлений, неожиданных поворотов в творчестве. Его стилистические предпочтения – это реальные «страницы» жизни, но прошедшие через личную степень философского обобщения автора.

Как очень тонко заметила искусствовед Елена Романова «Выставка «Лучший город Земли» – оммаж Москве от художников – наших современников».

Артур. Шувалов. Метро Красносельская. 2024. Холст, масло. 50х60

Выставочный проект по идее куратора построен таким образом, чтобы зритель увидел и прочувствовал всю «полифонию» и особенности стиля каждого из современных нам художников. Соединив  все усилия в один «оркестр», мы хотим создать в композиции выставки «чувственный» образ Москвы на стенах, а конструктивные элементы этого образа расположить на плоской горизонтальной поверхности зала, наполнив внутренний объем пространства «звучащим» образом Москвы: живыми джазовыми композициями любимых песен о Москве 30-90-х годов XX века и кадрами из фильмов «новой волны» известных советских режиссеров 50-60-х годов.

Ждем всех москвичей и гостей столицы к нам в Музей Николая Островского окунуться в атмосферу «Лучшего города Земли».

Куратор Татьяна Палеева

 

Выставка работает с 13.12.2024 г по 26.01.2025 г.
Музей Николая Островского
Вход по билетам музея
Ежедневно с 9.00 до 20.00
Выходной понедельник
Ул. Тверская, 14
ostrovsky-museum.ru  +7 (916) 118 89 32
East Meets West Gallery
paleeva@emwgallery.com  +7 (916) 680 53 90
www.eastmeetswestgallery.com

 Скачать пресс-релиз